Основной целью стендирования является определение возможностей по интеграции мобильных устройств производства компании Apple в современную корпоративную инфраструктуру на базе Microsoft Windows, Active Directory и Exchange.
Мобильные устройства сейчас широко распространены и все больше и больше компаний задумываются над интеграцией этого мощного бизнес механизма в существующую корпоративную инфраструктуру, в первую очередь как средства повышения производительности струдников, так и как инструмент удаленной работы. В связи с ростом общего числа таких устройств в компании, перед руководством встает вопрос эффективного управления парком планшетов и мобильных компьютеров.
В среде настольных ПК Windows хорошо зарекомендовал себя продукт Microsoft Active Directory, позволяющий развернуть централизованную базу пользователей, компьютеров и применяемых групповых политик. В большинстве компаний в Российской федерации службы домена Active Directory успешно используются уже несколько лет. В связи с выходом на рынок устройства новой архитектуры - планшетного компьютера ребром встает вопрос интеграции этого оборудования с существующими ресурсами предприятия.
Число компаний, отвергающих такой мощный бизнес инструмент, как планшет постоянно уменьшается и статус устройства постепенно меняется с «модной игрушки» на «инструмент сотрудника». В связи с этим руководством ставится новая задача обеспечить максимальную эффективность работы пользователей мобильных устройств и упростить процедуру интеграции этих продуктов в существующую инфраструктуру. Компания Apple разработала программный продукт управления профилями мобильных устройств, который позволяет централизованно настраивать пользовательские компьютеры и мобильные устройства в соответствии с требованиями бизнеса интегрируя их в существующую или создавая новую информационную среду предприятия.
Менеджер профилей позволяет существенно упростить настройку оборудования под управлением операционных систем OS X и iOS, обеспечивая возможность функционирования в корпоративной среде предприятия или учебного заведения. Менеджер профилей используется для создания наборов настроек и профилей для групп устройств и автоматического их распространения среди оборудования и пользовательских учетных данных.
Profile Manager состоит из трех частей, которые работая вместе позволяют указать как будут настроены устройства, каким образом они будут управляться и каким способом конфигурация будет применена.
Каждый пользователь, группа пользователей, устройство или группа устройств могут иметь набор базовых параметров. Данный функционал позволяет легко распространять основные настройки на оборудование. Например для создания рабочего планшета руководителя достаточно создать учетную запись руководителя и поместить ее в группу «Руководители» и группу «iPad». Это действие привяжет к новому устройству два базовых профиля из обоих групп. Помимо использования групповых профилей - каждый элемент может обладать уникальным набором параметров.
Основным продуктом работы менеджера профиля является конфигурационный профиль в формате XML (.mobileconfig), несущий в себе нагрузку в виде заданных через интерфейс администратора параметров. Профили могут содержать в себе множество настроек, начиная от фиксации элементов управления устройством, заканчивая автоматически устанавливаемыми приложениями и веб-закладками. Профиль может быть распространен несколькими путями:
В процессе стендирования были опробованы несколько архитектур возможного решения, среди них была выбрана наиболее универсальная и отражающая особенности внедрения оборудования в реальных условиях. Схема решения приведена на рисунке в приложении.
Стенд состоит из следующего оборудования
Инфраструктура Microsoft Windows была реализована в виртуальной среде в программном продукте клиентской виртуализации Oracle VirtualBox, данное решение было принято исходя из соображений увеличения мобильности тестовой платформы и достаточных ресурсов ПК.
В виртуальной среде были запущены следующие операционные системы для выполнения перечисленных инфраструктурных сервисов:
Выбор такой конфигурации был продиктован следующими требованиями:
Сетевая конфигурация стенда представлена на следующем рисунке
Внутренняя маршрутизация стенда производится в сети 11.0.1.1/24 .
Виртуальный маршрутизатор стенда оснащен двумя виртуальными сетевыми адаптерами em0 и em1, подключенными в режиме Bridge к физическим адаптерам рабочей станции Mac Pro соответственно em0 к №1, em1 к №2.
Сервер Active Directory имеет один интерфейс и вручную заданный ip: 11.0.1.2/24 и FQDN: GDC.maccorp01.net
Сервер Exchange имеет один интерфейс и вручную заданный ip: 11.0.1.3/24 и FQDN: MAIL.maccorp01.net
Рабочая станция Mac Pro оснащена двумя сетевыми адаптерами и настроена следующим образом:
Сервер доменных имен запущен на машине GDC. FQDN: maccorp01.net.
Почтовый сервер запущен на машине MAIL. FQDN: mail.maccorp01.net. Аутентефикация пользователей проводится доменом.
В домене заведено несколько тестовых пользователей, как видно из рисунка.
Тестовым пользователям созданы почтовые ящики, как видно из рисунка:
Доступ к почте организуется по протоколу MAPI и посредством веб доступа: OWA, по адресу: https://mail.maccorp01.net/owa
Инфраструктура windows полностью работоспособна и обеспечивает распределение груповых политик, контроль доступа и доставку почты внутри домена.
На рабочей станции Mac Pro установлены утилиты сервера OS X Server 2, для работы тестируемого решения активирован минимум функционала, как видно из рисунка:
Аутентефикация в системе OS X производится по внутренней службе каталогов (Open Directory) и через домен Active Directory:
Подключение мобильных устройств на базе iOS производится следующим образом:
Настройки сделанные администратором в интерфейсе управления профилями могут быть применены на группы устройств, с использованием шаблонов подстановки, (например %email% или %last-name%) что позволяет существенно сократить время ввода в эксплуотацию нового оборудования и уменьшить трудозатраты персонала на первоначальную настройку оборудования.
Собраный демо-стенд показал возможность автоматизации процесса интеграции мобильных устройств на базе операционной системы iOS в корпоративную инфраструктуру Microsoft, на примере приложения почтовой службы Microsoft Exchange. Показано, что устройства интегрированные таким образом не требуют практически никакого вмешательства администраторов сервера, кроме первоначальной настройки присвоения заранее созданных профилей устройствам. Определена возможность использования службы проверки подлинности на базе Microsoft Active Directory при управлении мобильными устройствами Apple. Дальнейшие исследования могут быть проведены в области рассмотрения вариантов замены существующей инфраструктуры Microsoft Active Directory + Exchange на инфраструктуру Apple Server в предприятиях небольшого маштаба. Так-же детального исследования требует тема замены Active Directory + Excahnge в крупных организациях, в которых число устройств на базе OS X и iOS существенно привысило число устройств на базе MS Windows. Подробного исследования требует методология обеспечения отказоустойчивости сервисов, реализованных на оборудовании Apple в связи с отсутсвием встроенных технологий обеспечения отказоустойчивости, таких как кластеризация ПО. Тщательной проработки требует оценка стабильности ПО управления мобильными устройствами в связи с возникшими програмными ошибками в процессе стендирования. Програмный продукт при неправильной настройке не всегда удавалось реанимировать, и в некоторых случаях настройку приходилось проводить с нуля.